- Праздник Успения Пресвятой Богородицы в Католической церкви
Праздник Успения Пресвятой Богородицы в Католической церкви
Раньше праздник назывался Transitus, то есть "переход" на небо.
Праздник имеет различные названия на Востоке и на Западе. Греки называли его koimesis - "погружение в сон" (церк.‑слав. ‑ успение), на Западе закрепилось латинское название assumptio ‑ "взятие", "принятие", поэтому среди российских католиков латинского обряда используется наряду с устоявшимся в русской традиции "Успением" название "Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу".
Как и большинство праздников, посвященных Деве Марии, торжество Успение возникло на Востоке. Праздник восходит к первым векам христианства и в IV веке уже праздновался повсеместно. В Рим празднование пришло из Иерусалима в VII веке.
Ранние христианские памятники содержат различные и, зачастую, противоречивые сведения о том, где и как долго жила Богоматерь после окончания земной жизни Христа.
Также неточны сведения о кончине и погребении Богородицы. В большинстве текстов отмечается, что Святая Дева Мария провела последние дни своей жизни в доме одного из самых преданных и любимых последователей Спасителя ‑ Иоанна Богослова в Иерусалиме. У ее смертного ложа присутствовали все ученики Христа, за исключением Фомы, который смог добраться только лишь на третий день после ее кончины.
Согласно желанию Богоматери Ее тело было погребено в Гефсимании около Иерусалима, между могилами родителей и Иосифа Обручника. Прибывший с опозданием Фома умолял апостолов открыть крышку гроба, чтобы проститься с Марией. Апостолы вняли его мольбам и подняли крышку гроба, но вместо тела они увидели лишь букет роз. Именно с этим событием и связан обряд освещения растений в храмах.
Телесное взятие Богородицы на небеса является догмой католического вероучения.
Долгое время существовало две традиции толкования сути этого праздника. Согласно первой, Мария подобно Своему Сыну и всем людям прошла через смерть и затем пришла на небо; согласно другой, Бог забрал Ее на небо с телом и душой, не позволив Ей умереть.
И хотя в Успение Богородицы люди верили на протяжении веков, официально этот догмат был оформлен лишь 1 ноября 1950 г., когда папа Пий XII особым декретом принял догмат о телесном вознесении Богоматери на небо.
Согласно христианскому вероучению, после своей кончины Дева Мария была телесно вознесена на небеса, как царица предстала перед Сыном и, приняв под свое покровительство весь человеческий род, ходатайствует за него перед Богом.
В некоторых странах Западной Европы этот день является национальным праздником и выходным.Как и другие праздники почитания Богородицы, в этот день для верующих обязательно посещение мессы и совершение молитв. По традиции в этот день принято приносить первые плоды нового урожая в дар костелам и часовням, посвященным Мадонне, в знак благодарения. Праздник сопровождается торжественным богослужением и церковной процессией.
В Торжество Успения освящают цветы, колосья, лекарственные растения. В былые времена в австрийских и французских Альпах 15 августа и в последующие дни священники ездили верхом и благословляли луга и скот, собранный вокруг украшенного цветами распятия. В этот же день существует традиция освящения вод морей и океанов, а также рыболовных судов.
Также в праздник Вознесения дома украшают цветами и травами, устраивают торжественные процессии, богослужения и театральные действа.
В светлый праздник Успения у всех католических стран есть свои собственные обычаи.
Так, в Австрии, где 15 августа ‑ государственный праздник и официально является нерабочим днем, в этот день, по древней традиции, в храмах благословляют травы. Количество трав, составлявших букет, который несли в церковь для освящения, было различно: от девяти до семидесяти семи. Если такой букет составлялся из девяти сортов трав, то там обязательно должны были быть такие травы как базилик, тысячелистник, зверобой, валериана, арника, чабрец, коровяк и др.После праздничной службы освященные букеты трав с благоговением брали домой и хранили вплоть до очередного Дня Успения. Пучки трав предписывалось развешивать в домах: в молельном углу, на дверях, притолоках, а также в подсобных помещениях. Эта традиция сохраняется в Австрии до сих пор. С этого дня и до дня Рождества Богоматери (8 сентября) начинался период времени, называемый женское тридцатидневье (FrauendreiЯigst). Считалось, что в этот период земля получала благословение Божьей Матери.
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.